Нервная анорексия, или утрата аппетита, часто развивается в результате какой-нибудь шутки или же вроде бы безобидного подтрунивания над чрезмерной упитанностью ребенка. Зафиксировавшись после этого на своей комплекции, ребенок решает во что бы то ни стало похудеть и с этого момента упорно отказывается от пищи. Желание есть поначалу подавляется усилием воли. А спустя месяц-другой чувство голода уже и не возникает. Теперь, если ребенок даже и попытается принять пишу в несколько большем объеме, чем сурово ограниченный им самим же рацион, у него появляются тошнота, ощущение переполнения желудка. Это заболевание может длиться продолжительное время и нелегко поддается лечению. Предостерегаем родителей и воспитателей от необдуманных замечаний и реплик, указывающих на то, что ребенок излишне упитан, полноват и т. п. Взрослый человек, услышав в свой адрес такую реплику. возможно, погорюет — и не больше. Ведь у взрослого уже прочно сформированы механизмы противостояния, он вдобавок наделен способностью рассуждать. Дети же в своих действиях чаще всего исходят из той или иной эмоции, порыва, желания. Их труднее остановить, заставить критически оценить сложившуюся ситуацию, поскольку сфера мышления у ребенка только еще начинает развиваться. Если нервная анорексия — заболевание довольно редкое, то элементарное снижение аппетита встречается у 15—20 % учащихся начальных классов. Причину надо искать в отступлениях от правильного режима, рационального чередования занятий и отдыха, в недостаточном пребывании ребенка на свежем воздухе. Прием пищи — жизненно важная процедура, но ни в коем случае не должно быть назойливого навязывания ее ребенку. Впрочем, есть и другая крайность — полное пренебрежение к пище в семьях, живущих напряженной духовной жизнью, где не едят, а «заправляются», «перекусывают» на ходу или не отрываясь от интересной статьи в научном журнале. Эта ситуация также чревата потерей аппетита у детей. Реактивные состояния в детском возрасте могут наблюдаться вследствие трудностей адаптации к режиму школы, несправедливости учителя (мнимой или действительной), ссоры с товарищами. Развитие реактивного состояния в некоторых случаях отмечается у малышей, перенесших тяжело протекавшую инфекцию или травму головы и вернувшихся в школу с ешс не вполне восстановленным здоровьем. В поведении ребенка на первый план выступают крайне болезненная реакция на шум, беспричинная обидчивость. склонность к слезам. Дети отдаляются от общества сверстников, стремятся к уединению, тишине, покою. Если ребенок встречает непонимание со стороны взрослых, и особенно учителя, это еще больше углубляет конфликт. В таких случаях ребенок может даже совершить побег из школы, спрятаться где-нибудь на чердаке или в подъезде. Обычно наряду с патологическим влечением к побегам наблюдается и склонность ко лжи.
|