Заикание |
Заикание — одна из разновидностей невротических нарушений у детей. Степень выраженности во многом зависит от ситуации речевого общения: чем она сложнее и ответственнее, тем труднее ребенку вступать в контакт. Имеют значение и характерологические черты: неуверенность в себе, впечатлительность, мнительность, робость, чрезмерная ранимость. Эти качества являются как бы фоном, на котором развивается невроз. Основная же вина за возникновение у ребенка трудностей речевого контакта лежит на родителях: не задумываясь о последствиях, они закладывают в его сознание мысль о существовании ситуаций, якобы несущих угрозу здоровью и жизни. Например, «угрожающими» объектами становятся некоторые животные, особенно собаки, явления природы. У ребенка со здоровой психикой к вечеру развивается естественное утомление, появляется желание спать. Уложенный в постель, он мгновенно погружается в сон. Совсем иное дело ребенок-невротик. Несмотря на все усилия, он не может заснуть, ворочается с боку на бок, ишет любой повод привлечь к себе внимание взрослых, просит их посидеть рядом с ним и т. п. Это беспокойство объясняется перенасыщенностью впечатлениями дня. которые обусловливают развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения. Бывает и другого рода расстройство — неглубокий, поверхностный сон. Ребенок спит тревожно, вскрикивает во сне, просыпается, просит подойти к нему, «взять на ручки». Причина возникновения таких состояний — переживаемые детьми страхи, связанные с ночными сновидениями. Ребенок смотрит куда-то в темноту, как бы видя то, что вызвало у него страх, дрожит, произносит отдельные бессвязные слова («боюсь», «не уходи от меня»). В случаях наиболее сильных потрясений, вызванных пережитым страхом, может возникнуть нарушение речи в виде заикания. О предотвращении этого речевого дефекта надо начинать заботиться, когда младенец еще не появился на свет. Задолго до родов мать должна неукоснительно следовать советам врача женской консультации, ибо на ее «попечении» теперь еще одна жизнь. Ровные отношения между родителями, режим сна и питания, обязательные ежедневные прогулки, упорное приучение малыша к правильному общению со сверстниками и взрослыми — все это не только обеспечивает его полноценное физическое и интеллектуальное развитие, но и укрепляет психику, закладывает основы формирования характера, определенных личностных свойств и в конечном счете исключает предпосылки для возникновения заикания. В случаях задержки психического и речевого развития, слишком ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания нужно обратиться к специалистам. Врачебную помощь таким детям могут оказать психоневролог, логопед, невропатолог. |